м.Митино — ТК "Митинский радиорынок"
м.Багратионовская — ТК "Горбушкин двор"
Бесплатно по России

Типы и характеристики автомобильных сабвуферов

У автомобильных сабвуферов выделяют несколько типов, заметно отличающихся друг от друга по ряду особенностей. Также имеется довольно много характеристик и моментов, которые характеризуют физические особенности и комплектацию. Ниже постараемся кратно описать основные отличия и пояснить некоторые нюансы.

Типы автомобильных сабвуферов


Сабвуферный динамик - динамик без корпуса. Не готовая к работе система, так как сабвуферный динамик не будет играть без внешнего усилителя мощности. Данный динамик может быть установлен в открытый объём (free-air установка), либо под динамик будет изготавливаться корпус. Free-air установка, как правило, производится в полку багажного отделения, когда объёмом для динамика выступает весь багажник. В итоге сабвуфер не басит, а гудит, хотя кто-то и пытается добиться именно такого результата. Также под динамик может быть изготовлен корпус с установкой в багажное отделение автомобиля. Практически к любому сабвуферному динамику имеются данные по объёму и характеристикам корпуса, в котором он будет отдавать оптимальное звучание. Корпуса могут встречаться двух типов - трапеция и стелс (stealth). В первом случае корпус получается трапециевидной формы, как и подавляющее большинство заводских корпусов. Здесь можно "поиграть" размерами и объёмом, чтобы получить более индивидуальное звучание. Во втором случае корпус изготавливается с использованием объёма некой ниши, к примеру, объёма крыла багажника. В случае корпуса стелс можно добиться компактности, хотя многое будет зависеть от характеристик динамика и имеющегося объёма. Сабвуферный динамик - это большая вариативность, так как ассортимент позволяет выбрать динамик абсолютно в любой ценовой категории с любыми характеристиками. Но хоть динамики стоят и дешевле, чем корпусные собратья, но не стоит забывать, что ещё потребуется усилитель, корпус (опционально) и провода.

Встроенный усилитель : нет
Наличие корпуса : нет
Места установки : багажное отделение
Мощность : любые показатели
Плюсы : большой выбор и вариативность результата
Минусы : много действий для получения нужного результата
Для работы надо : внешний усилитель, корпус (опционально), провода, установка



Пассивный сабвуфер - динамик в корпусе различного типа. Не готовая к работе система, так как для работы требуется внешний усилитель мощности. Отдельный сабвуферный динамик также можно назвать пассивным элементов (только без корпуса), но сейчас под пассивной конструкцией мы будем понимать сабвуферный динамик в заводском корпусе. Объём и характеристик корпуса для нас заданы производителем, поэтому мы получаем некий конкретный результат. Корпуса могут быть различных типов, что будет влиять на выдаваемый бас (об это отдельно в "Типах корпусов"). Пассивные сабвуферы всегда устанавливаются в багажное отделение (разговор о легковом автомобиле), так как их конструкция достаточно массивная. Чаще встречается конфигурация с одним сабвуферным динамиком в корпусе, но могут встречаться варианты с двумя динамиками в одном корпусе. Ассортимент пассивных сабвуферов очень большой и можно выбрать нужный абсолютно в любой ценовой категории. Чем более мощный сабвуфер, тем более массивным будет корпус, что может отпугивать некоторых покупателей, которые хотят сохранить объём багажника для других нужд. Но при покупке пассивного сабвуфера можно получить мощный и качественный бас. Не стоит забывать, что для работы пассивного сабвуфера требуется внешний усилитель мощности и провода.

Встроенный усилитель : нет
Наличие корпуса : есть
Места установки : багажное отделение
Количество динамиков : 1 или 2
Мощность : любые показатели (кроме самых заоблачных)
Плюсы : можно получить качественный и мощный бас
Минусы : массивность конструкции
Для работы надо : внешний усилитель, провода, установка



Активный сабвуфер - динамик в корпусе со встроенным усилителем мощности. Готовая к работе система, так как в конструкции предусмотрен усилитель мощности. Под активным сабвуфером мы будем понимать сабвуферный динамик и усилитель в полноценном корпусе, а не компактном (подобные сабвуферы мы вынесем в отдельный тип). Вся конструкция полностью изготовлена на заводе, а усилитель гармонично интегрирован в корпус. Активные сабвуферы в полноценных корпусах всегда устанавливаются в багажное отделение легковых автомобилей. Чаще в конструкции присутствует один динамик, хотя встречаются варианты с двумя, и даже тремя динамиками. Конструкция активных сабвуферов также довольно массивна, хотя разработчики стараются добиться более компактных размеров, чем у пассивных конструкций. Ассортимент активных сабвуферов значительно уступает ассортименту пассивных сабвуферов, а в особенности ассортименту отдельных сабвуферных динамиков. Практически не встречаются активные сабвуферы в самых низких (так как в конструкции есть динамик, корпус и усилитель) и самых высоких ценовых категориях (в этом нет никакого смысла, так как проще рассмотреть сабвуферы других типов). При сопоставимых условиях активный сабвуфер практически всегда будет уступать пассивному в качестве и мощности звука. Хорошие активные сабвуферы есть, но они не будут дешёвыми. Основным преимуществом активного сабвуфера является то, что не надо докупать усилитель мощности, а в комплекте иногда идут провода. Для работы активного сабвуфера требуются провода (если их нет в комплекте) и установка.

Встроенный усилитель : есть
Наличие корпуса : есть
Места установки : багажное отделение
Количество динамиков : 1, 2 или 3
Мощность : средние показатели
Плюсы : усилитель в комплекте, более компактная конструкция
Минусы : довольно дорогие, невысокая мощность
Для работы надо : провода (если нет в комплекте), установка



Компактный сабвуфер - динамик в компактном корпусе со встроенным усилителем мощности. Готовая к работе система, так как в конструкции предусмотрен усилитель мощности. Компактными сабвуферами мы будем называть те же самые активные сабвуферы, но которые располагаются в максимально компактных корпусах. Вся конструкция полностью изготовлена на заводе, а усилитель гармонично интегрирован в корпус. Компактные сабвуферы - единственный вид сабвуферов, который может быть установлен не только в багажное отделение легкового автомобиля. Чаще он устанавливается под сиденье автомобиля, на спинку заднего ряда сидений или в какую-нибудь неиспользуемую нишу. Компактные сабвуферы представлены как с одним, так и с двумя динамиками в одном корпусе. Ассортимент компактных сабвуферов не очень большой. Основным преимуществом подобных сабвуферов являются как раз-таки минимальные размеры, которые позволяют установить сабвуфер максимально компактно. Основные недостатки компактных активных сабвуферов - они довольно дорогие и маломощные (слимовый сабвуферный динамик, минимальные размеры корпуса, встроенный усилитель). Подобный сабвуфер можно рассмотреть в случае, если хочется добавить в систему совсем немного басов. Для работы компактного сабвуфера требуются провода (если их нет в комплекте) и установка.

Встроенный усилитель : есть
Наличие корпуса : есть
Места установки : под сиденье, на спинку, в нишу, в багажник
Количество динамиков : 1 или 2
Мощность : низкие показатели
Плюсы : максимально компактная конструкция
Минусы : высокая цена, низкая мощность
Для работы надо : провода (если нет в комплекте), установка



Характеристики и особенности сабвуферов

Диаметр сабвуферного динамика

Размер сабвуферного динамика в сантиметрах и/или дюймах. Чем больше диаметр диффузора, тем, как правило, более мощным является сабвуфер (на это влияют и некоторые другие конструктивные особенности). Чем больше диаметр диффузора, тем более габаритный корпус для динамика требуется. Самые распространённые размеры - 8" (20 см), 10" (25 см) и 12" (30 см). Большинство сабвуферов с диаметром меньше 8" - это активные сабвуферы, почти все сабвуферы с диаметром 15" и выше - это сабвуферные динамики.


Мощность сабвуфера (RMS)

Допустимая мощность сабвуфера (RMS), при которой за 1 час не произойдёт физического повреждения динамика. Производители недорогих сабвуферов пытаются концентрировать внимание не на показателе RMS, а на показатели пиковой мощности (PMPO), который не имеет никакого отношения к реальности. В итоге на коробке большим шрифтом может красоваться "Мощность 1500 Вт", а по факту сабвуфер будет выдавать 200 Вт. Стоит опираться именно на показатель RMS, под который и подбирать усилитель мощности. Мощность большинства компактных активных сабвуферов составляет 70-150 Вт, мощность большинства корпусных активных сабвуферов составляет 100-250 Вт, мощность большинства пассивных сабвуферов составляет 150-500 Вт, а мощность сабвуферных динамиков находится в широком диапазоне (от 100 до 10.000 Вт). Для обычной системы с качественным и в меру мощным басом достаточно сабвуфера с мощностью 200-300 Вт.


Тип корпуса сабвуфера

Существует три основных разновидности корпусов для сабвуферных динамиков. Закрытый корпус - динамик закреплён на одной из стенок корпуса, а сам корпус полностью герметичен (то есть динамик играет в герметичный объём). Данная конструкция позволяет получить достаточно плотный бас, но динамик может играть менее мощно (в сравнении с другими конструкциями), так как ход диффузора динамика будет затруднён. Облегчить движение можно увеличением размера корпуса, но это не самый правильный шаг при ограниченном объёме багажника автомобиля. Именно для этого существуют другие типы корпусов. Фазоинверторный - динамик также закреплён на стенке корпуса, который имеет отводной порт (щель или труба). Это позволяет получить более мощный, но более размытый бас. Bandpass - внутренний объём корпуса разделён перегородкой, на которой закреплен сабвуферный динамик, а сам корпус имеет отводной порт (щель или труба). Таким образом достигается ещё более мощный, но и более размытый бас. Последняя конструкция встречается крайне редко.


Частотный диапазон сабвуфера

Это граница частот, которую воспроизводит динамик. Сабвуфер затрагивает только самый низкий частотный диапазон (басы). Верхняя граница этого диапазона мало кого интересует, так как она режется в зависимости от частотного диапазона салонных динамиков, а вот нижняя представляет интерес, так как демонстрирует то, насколько низко может играть сабвуфер.


Количество динамиков сабвуфера

В рамках одного корпуса может находиться один и более динамиков. В подавляющем большинстве случаев в корпусе находится один динамик, иногда встречаются конструкции с двумя динамиками (как пассивные, так и активные), и крайне редко в одной конструкции могут располагаться три динамика. Увеличение количества динамиков логичным образом сказывается на размере корпуса, в котором они находятся, поэтому наиболее габаритные конструкции могут занять очень много места в багажном отделении, либо вообще туда не влезть. Естественно, увеличение количества динамиков сказывается и на мощности, так как увеличивается количество излучающих элементов.


Сопротивление сабвуфера

Полное электрическое сопротивление переменному току. От сопротивления сабвуферного динамика и количества звуковых катушек (обмоток звуковой катушки) зависит выбор усилителя под динамик и схема подключения к усилителю. При наличии у динамика только одной звуковой катушки с определённым сопротивлением, будет необходимо подбирать усилитель, который при таком же сопротивлении на канал выдаёт мощность, сопоставимую с RMS динамика. Пример. Если динамик в 4 Ом выдаёт 200 Вт, то и усилитель на 4 Ом должен выдавать сопоставимую мощность. Если динамик в 2 Ом выдаёт 200 Вт, то усилитель именно в 2 Ом должен выдавать сопоставимую мощность. Если сабвуферный динамик имеет две звуковых катушки (обмотки звуковой катушки), то он может быть подключён на половину сопротивления одной обмотки, либо же на сумму сопротивлений обеих обмоток. Если у обмоток сопротивление 4+4 Ом, то динамик может быть подключен на 2 Ом (половина сопротивления одной обмотки) и 8 Ом (сумма сопротивлений двух обмоток). Если сопротивление 2+2 Ом, то на 4 Ом или на 1 Ом. Для понижения сопротивления используется параллельная схема подключения, которая позволяет увеличить мощность динамика. Для повышения сопротивления используется последовательная схема подключения, которая понижает мощность динамика, но снижает уровень нелинейных искажений. При одной звуковой катушке сопротивление сабвуферного динамка практически всегда составляет 4 Ом или 2 Ом. Количество динамиков с другим сопротивлением крайне мало. При наличии двух обмоток катушки чаще всего встречаются следующие показатели - 2+2, 4+4, 1+1. Чем ниже сопротивление динамика (а у некоторых динамиков оно стремится к нулю), тем более соревновательным становится сабвуфер.


Чувствительность сабвуфера

Чувствительность - это показатель звукового давления при подаче сигнала с определённой мощностью. Обычно измерения проводятся на расстоянии в 1 метр при подаче мощности в 1 Вт и напряжении, соответствующем сопротивлению динамика.


Высокоуровневый вход

Имеет отношение только к встроенному в конструкцию корпуса усилителю. Может потребоваться в том случае, если подключение внешнего усилителя производится к заводскому головному устройству, которое не снабжено линейными аудиовыходами. Данная оказия разрешается весьма просто, а именно покупкой и установкой дополнительного преобразователя сигнала. Но так как стоимость хорошего преобразователя с установкой сравнима со стоимостью недорогих усилителей мощности, то многие предпочитают приобретать усилители с высокоуровневыми входами. При подобном подключении внешний усилитель перекладывает функцию усиления на свои плечи, высвобождая от этой роли встроенный в магнитолу усилитель. Бытует мнение, что при подобном подключении ухудшается качество звучания, так как на усилитель приходит уже усиленный сигнал от головного устройства. Это имеет место быть, но будет заметно только в случае построения очень дорогой SQ системы.


Регулятор баса

Имеет отношение только к встроенному в конструкцию корпуса усилителю. Наличие внешнего регулятора баса, позволяющего дистанционно регулировать уровень сабвуфера. Обычно устанавливается в переднюю часть автомобиля для непосредственного управления водителем.


Комплект проводов для сабвуфера

В комплекте некоторых активных сабвуферов предусмотрен набор проводов и аксессуаров для подключения. Комплектные провода нельзя назвать очень хорошими, но их вполне достаточно для нормальной работы сабвуфера. Если провода в комплекте не предусмотрены, то для установки потребуется их приобретение.


Размеры сабвуфера (ширина, высота, глубина, диаметр)

Габаритные размеры корпусного сабвуфера. Пассивные и активные сабвуферы часто имеют трапециевидную форму (под наклон спинки заднего ряда сидений), поэтому верхний глубинный размер меньше нижнего глубинного размера. Иногда в характеристиках указываются оба размера, а иногда только больший из них. В свойстве "Глубина" указан больший глубинный размер. Если конструкция корпуса выполнена в виде цилиндра или призмы, то для таких сабвуферов указаны "Диаметр корпуса" и "Глубина корпуса".



В нашем интернет-магазине вы можете купить и установить:
сабвуферные динамики
пассивные сабвуферы
активные сабвуферы
компактные сабвуферы
Получить консультацию и сделать заказ можно у наших менеджеров.